Что сказал в архитектуре швейцарский архитектор с итальянским сердцем Марио Ботта
Архитектурный почерк и проекты одного из главных «кирпичных архитекторов» современности.
Он без стеснения признается, что главным его учителем был другой великий швейцарец Ле Корбюзье. Однако эстетику модернизма в своих проектах Ботта мастерски смешивает с европейской архитектурной классикой. Как результат — порой странные и часто не одобряемые общественностью, но всегда эффектные здания.
Биография. Коротко
Родился 1 апреля 1943 года в Мендризио (Швейцария). По образованию — технический чертежник. Окончил миланский Художественный лицей и Архитектурный институт Венецианского университета. Работал в мастерских Ле Корбюзье и Луиса Кана. Собственное бюро основал в 1970 году в Лугано (Швейцария). В 1976-м в качестве профессора приглашен в Государственный политехнический институт в Лозанне, а в 1988-м — в архитектурную школу Йельского университета в США. В 1996-м разработал программу для вновь созданной Академии архитектуры Швейцарско-Итальянского университета в Мендризио, где с того времени руководит учебным процессом. Реализовал около сотни проектов, включая дизайн мебели, часов, декоративно-прикладных и малых архитектурных форм.

Фото: prweb.com
Архитектурный почерк. Проекты
«Фундаментом» своего творчества Марио Ботта называет Ле Корбюзье, Луиса Кана и Карло Скарпа — всех своих реальных учителей, в мастерских у которых он стажировался и имена которых не требуют представления. Причем, если уж до конца начистоту, то и Луис Кан, и тем более Карло Скарпа сами были большими поклонниками Ле Корбюзье. Поэтому, по-хорошему, с этого легендарного французского архитектора швейцарского происхождения и стоит начинать. Однако в творчестве Марио Ботта не так уж и сложно проследить влияние всех троих.
Начнем с того, что здания Ботта явственно напоминают простые геометрические фигуры. «Круги» и «полоски» в качестве архитектурных деталей есть в проекте каждого из трех маститых архитекторов. Сравните детали во внешнем образе, к примеру, церкви Святого Иоанна Крестителя Марио Ботта (Моньо, Швейцария) и здание Национальной Ассамблеи Луиса Кана (Дакка, Бангладеш). Гробница рода Брион в Сан Вито д’Ативоле Карло Скарпа — в ту же тему.
Марио Ботта: «Длительность архитектуры, которую видно в Валле Маджиа, показательна. Она вне стиля или моды, даже вне местной культуры. Она архетип».
Церковь Святого Иоанна Крестителя (Моньо, Валле Маджиа, Тичино, Швейцария) 1986/92 – 1998
Проект в Моньо, в принципе, был вдохновлен светотеневой архитектурой Кана. «План здания должен быть прочитан как гармония выхваченных светом мест», — считал Кан. — «Даже если внутреннее пространство задумано темным, необходимо впустить в него немного света из скрытого источника, чтобы обнаружить степень, глубину темноты. Каждое пространство должно быть определено его структурой и характером его естественного освещения». Согласно этому принципу, глухие кирпичные стены в духе построек Ле Корбюзье у Ботта то прорезаны световыми щелями на манер бойниц, как в Винодельне Петра в итальянском городе Суверето или здании казино в Кампионе.
То разорваны масштабными стеклянными порталами, как в «апельсиновых дольках»-зданиях спа-центра Tschuggen Bergoase в Швейцарии.
Или, например, центральный световой «фонарь» Музея современного искусства в Сан-Франциско в форме усеченного цилиндра — излюбленный прием Ботты, который встречается во многих его проектах, — обеспечивает 5 этажей здания естественным светом.
Однако, несмотря на всю свою любовь к модернизму, в большинстве своих проектов (частных и общественных) Ботта отдает дань традициям европейской архитектурной классики. Отсюда композиционная симметрия построек в духе древнеримского атриума, жилые помещения которого группировались вокруг внутреннего двора, открытого небу в центральной части. В проекты частных жилых домов Ботта часто закладывает атриумы, зенитные фонари под высокими потолками и почти лишенные дверей, плавно перетекающие друг в друга внутренние пространства.
Из «пяти пунктов новой архитектуры», сформированных Ле Корбюзье в книгах «К архитектуре» и «Урбанизм», Марио Ботта позаимствовал почти все: свободную композицию фасада, ленточные окна, плоскую крышу с терассой-садом и свободную внутреннюю планировку. Пятым у Корбюзье было построение здания на свободно стоящих опорах — этого Ботта в своих проектах избегал. Хотя с лихвой перевыполнил тем же, что и у Ле Корбюзье, стремлением к гармонии здания с окружающей средой, и, конечно, используемыми материалами: бетонными блоками, каменной плиткой, металлом, стеклом. А вот любимый Марио Ботта кирпич — от Луиса Кана. На фото ниже — штаб-квартира компании Campari в Милане.
В 2003-м Марио Ботта принимал участие в конкурсе проектов нового здания Мариинского театра. По проекту, большое входное пространство под высокой кровлей было связано с окружением театра остекленным пешеходным мостом, ведущим в историческое здание. Прозрачные стены параллелепипеда должны были выполнить из стекла, покрытого специальным составом, который позволил бы видеть снаружи происходящее внутри и при этом аккумулировал солнечный свет. Однако победителем конкурса стал француз Доминик Перро. Впоследствии в его проекте обнаружили около 400 инженерных просчетов, и строительство приостановили. Достроить здание перепоручили московскому архитектору Алексею Денисову.
Ниже мы публикуем ещё 6 проектов Марио Ботта.
Реконструкция зоны фабрики Appiani в Тревизо
Библиотека Университета Цинхуа в Пекине
Велнес-центр Rigi в Швейцарии
Отель Twelve в Шанхае
«Винный собор» во Франции
Часовня Garnet в Австрии

Рекомендовать друзьям
Товары к статье
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию