Портрет архитектора: Петер Цумтор
Что нужно знать о лауреате Прицкера 2009 года и авторе «нового чуда света». Интересные факты, важные высказывания, ключевые проекты Петера Цумтора.
Петер Цумтор родился 26 апреля 1943 года в пригороде Базеля. В школьные годы работал в мебельной мастерской отца и занимался в арт-школе. Потом пришла пора архитектуры: сначала на родине, а потом в нью-йоркском Институте Пратта. После окончания учебы несколько лет проработал в департаменте по сохранению культурных ценностей в швейцарском кантоне Граубюнден. Собственное архитектурное бюро основал в 1979-м. Работать предпочитает в уединении на природе. Офис Цумтора расположен в деревне Хальденштайн в горной долине у берегов Рейна. «Когда смотрю на горы, камни, я чувствую присутствие, пространство и материалы».
Цумтор тщательно подходит к выбору очередного проекта, не берется за исключительно коммерческие работы (к примеру, не стал проектировать магазин для Джорджо Армани, шоу-рум для Audi и дом для одного из владельцев Hugo Boss). На счету архитектора не так много сооружений. Зато каждое – настоящий бриллиант: идеально отточенный, продуманный до мельчайших деталей. Свою архитектуру Петер Цумтор называет «тщательной».
«Я считаю архитектуру искусством и работаю только над таким количеством проектов, с которым могу справиться. Это как писать симфонию — не отдельные ноты или тональности, а всю симфонию в целом».
Для его работ характерны лаконизм в использовании художественных средств, интерес к традиционным строительным материалам и бережное отношение к окружению. Чуть ли не главная идея архитектуры Цумтора – создание в проектируемых пространствах особой, ни с чем не сравнимой атмосферы.
Факты о Петере Цумторе
Самая известная постройка Цумтора — термальные бани в Вальсе — вошла в 2011 году в список «новых чудес света», составленный американским журналом Vanity Fair.
В 2008 году Петер Цумтор получил Императорскую премию Ассоциации искусств Японии. Награда присуждается деятелям искусства «за достижения и духовное обогащение всего мирового сообщества».
Годом спустя Петер Цумтор стал лауреатом Притцкеровской премии, которая считается аналогом Нобелевской в области архитектуры. Цитата ниже – выдержка из постановления жюри премии.
«Его здания снова и снова демонстрируют нам, что скромность подхода и смелость общего результата не исключают друг друга. Простота и умеренность живут бок о бок с мощью».
В 2012 году власти Пермской области и Цумтор заключили контракт на проектирование и строительство художественной галереи в Перми. В 2013 году проект прошел общественные слушания, однако в последний момент власти отказались от его реализации, сославшись на «отрицательные экспертные заключения».
В 1990-х на месте бывшей штаб-квартиры гестапо в Берлине началось строительство музея «Топография террора» (Topography of Terror Museum), посвященного жертвам гитлеровского режима. Однако из-за недостатка средств проект так и остался незавершенным. В 2004 году недострой снесли, а когда деньги снова появились, музей воздвигли по проекту Урсулы Вилмс.
В 2013 году Цумтор получил золотую медаль Королевского института RIBA (Royal Institute of British Architects). В торжественной речи он отметил, что «самое важное в архитектуре — это не создание формы, а совсем другие вещи: свет, структура, игра теней, запахи».
В 2014 году вышла пятитомная монография Петера Цумтора под названием «Строения и проекты 1985–2013» («Bauten und Projekte 1985–2013»). Представляет собой обзор творчества архитектора на примере 43 его проектов. Книга издана на немецком, французском и английском языках.
Важные высказывания Петера Цумтора
О подходе к архитектуре
Существуют здания, в которых есть нечто таинственное. Кажется, что они просто должны находиться там, где стоят. Мы не уделяем им особого внимания, но не можем себе представить это место без них. Я хочу строить именно такие здания.
Я занимаюсь дизайном моих зданий по направлению изнутри наружу, а затем в обратном направлении, а потом снова двигаюсь наружу. И так до тех пор, пока не увижу, что всё в порядке.
Я делаю множество ошибок, но лишь до того, как построю здание. Изготавливаю огромное количество моделей, чтобы изучить все подробности, уйму чертежей, чтобы уменьшить количество ошибок. Не хочу построить здание и увидеть: вот она, ошибка! То, что я делаю, можно назвать «медленной архитектурой», но это, скорее, «тщательная архитектура», когда работаешь очень осторожно: для этого нужно время. Начинаю строить только тогда, когда уверен, что всё правильно.
Сейчас мировые архитекторы с именами-брэндами работают как производители узнаваемых образов. Я не поставляю образы. Я — автор, строю как ремесленник, как инженер, и в то же время работаю как композитор, который пишет музыку. Это означает, что я отвечаю за всё. Во всех проектах, над которыми работаю, решающий голос всегда принадлежит мне. Я забочусь о каждом здании, обо всём его наполнении, и я, совместно с клиентом, руковожу долгим процессом строительства. Мой метод прост: я здесь главный.
О работе с заказчиками
Я сам формирую программу каждой из своих построек и работаю над проектом как поэт, который создает поэму. Мои заказчики не должны разбираться в поэзии, но они должны знать, что поэзия существует. Если они это знают, мы можем работать вместе. Поэтому я отвергаю очень многие заказы — не потому, что мне их предлагают «плохие люди», а потому, что они не понимают, что я делаю. Своих заказчиков я учу, и постепенно до них начинает доходить смысл. Но для начала они должны быть открытыми к пониманию того, что такое хорошая архитектура.
О красоте в архитектуре
Часто сталкиваюсь со зданиями, спроектированными с явным старанием и стремлением найти особую форму, и обнаруживаю, что они мне мешают. Архитектор через каждую деталь без остановки разговаривает со мной, продолжая повторять одно и то же, и я быстро теряю интерес. Хорошая архитектура должна принимать человека, помогать ему прочувствовать архитектурное окружение и жить в нем, но не должна непрерывно с ним болтать.
Лучше, чтобы эмоции рождались в здании, а не от здания… если строение достаточно точно отвечает месту и назначению, оно станет мощным без художественных ухищрений.
Я думаю, что шанс обнаружить красоту выше, если не действуешь прямиком. Красота в архитектуре рождается практичностью. Об этом узнаешь, изучая старые швейцарские фермы. Если делаешь то, что должен, и тебе повезет, тогда в конце концов появится нечто труднообъяснимое, но жизнеспособное.
О материалах
Дерево почти исчезло, потому что считалось слишком дорогим, сложным и старомодным. Я вернул его как конструктивный материал, потому что рядом с ним и в его окружении чувствуешь себя хорошо. Дом из стекла, бетона или известняка ощущается по-другому. Это просто кожей чувствуешь, так же как фанеру, шпон или бревно. Дерево, в отличие от стекла и бетона, не крадет телесное тепло. Если жарко, в деревянном доме будет прохладнее, чем в бетонном, а когда холодно – наоборот. Я сохранил бревенчатую конструкцию из-за того, чем она может одарить тело.
Знаковые постройки Петера Цумтора
Комплекс термальных бань // курорт Вальс, Швейцария (1996)
Цумтор хотел, чтобы строение выглядело так, словно находилось здесь с незапамятных времен, напоминая естественную пещеру. Поэтому при строительстве комплекса он использовал местный материал – кварцит. «Я хотел переосмыслить отношения между архитектурой и геологией горного ландшафта, его энергетикой. Тут все особенное: воздух, свет, камень. Даже звуки – слышно движение пузырьков в минеральной воде».
Аннализа Цумтор, директор курорта и жена архитектора отмечает: «Сначала Петер хотел построить термы внутри горы. Потом была идея устроить купальню внутри извлеченного из горы гигантского валуна. Эти фантазии были неосуществимы. В конце концов он разобрал гору на части и сложил её заново, слой за слоем – оказалось, что это единственный способ добиться нужного эффекта».
Часовня Брата Клауса // деревня Вахендорф, Германия (2007)
Конструкция высотой 12 метров устроена по принципу вигвама. Для его создания сначала были составлены 122 дерева, потом их залили несколькими слоями бетона, а когда бетон застыл, деревья сожгли – от них осталась характерная фактура и темный цвет гари на стенах. Пол покрыли свинцово-оловянным сплавом. Внутрь часовни ведет треугольный проход.
Архиепископский музей «Колумба» // Кёльн, Германия (2007)
Крупнейшая постройка Цумтора. В её основе – развалины позднероманской церкви Св. Колумбы. В 1945 году при авианалете она была почти полностью разрушена. В своем проекте Петер Цумтор оставил нетронутыми культурный слой и средневековые руины, сделав их частью собственной постройки – как со стороны фасадов, так и в интерьере.
Мемориал сожженным ведьмам // Финнмарк, Вардё, Норвегия (2008)
Монумент состоит из длинной деревянной галереи с окнами, число которых соответствует числу казненных на этом месте (с 1593 по 1692 годы в Вердё прошло около 140 ведовских процессов, к смерти приговорили 100 человек), и отдельно стоящего кубического павильона из черного стекла. В нем расположена инсталляция художницы Луизы Буржуа — стул с вырывающимися из него языками пламени и семь овальных зеркал над ним (зеркала символизируют свидетелей убийства).
Дома Петера Цумтора // курорт Вальс, Швейцария (2009)
Два дома — Oberhus и Unterhus (верхний и нижний) — выполнены из дерева. Построив для своей семьи лаконичные строения, архитектор предлагает любоваться не архитектурой, а видами на горы — через огромные панорамные окна. Кстати, домики сдаются в аренду. Минимальная стоимость за неделю проживания — 2200 евро (в высокий сезон – 4800).
Музей Кунстхаус Брегенц // Брегенц, Австрия (1997)
Четырехэтажное здание дома искусств выполнено в виде куба из стекла, опирающегося на металлическое основание с бетонными стенами внутри. Стеклянные плиты наложены друг на друга с небольшими зазорами, что обеспечивает естественное освещение и вентиляцию внутреннего пространства.
Капелла Святого Бенедикта // кантон Граубюнден, Сумвитг, Швейцария (1989)
Саркофаг для археологических остатков древнеримского периода // Кур, Швейцария (1986)
Ниже — фильм про творчество Петера Цумтора «Peter Zumthor: Different Kinds of Silence». Он на английском, так что просмотр позволит не только больше узнать о выдающемся архитекторе современности, но и освежить знания языка.