Сергей Чобан: что нужно знать об архитекторе стадиона ФК «Краснодар»

Архитектор, которого на Западе считают русским, а в России – западным. Интересные факты, важные высказывания и наиболее известные проекты – всего по 10.

Сергей Чобан – глава берлинского офиса nps tchoban voss и российского бюро SPEECH. Родился в 1962 году в Ленинграде, получил архитектурное образование в Государственном Академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, после чего в 1991 году переехал в Германию. В 1995 году возглавил берлинский офис бюро nps tchoban voss, а в 2003 году открыл в Москве архитектурное бюро «Чобан и партнеры». В 2006 году объединился с бюро «С. П. Проект», создав архитектурное объединение SPEECH, и стал его руководящим партнером.

10 фактов о Сергее Чобане

Спроектированный Чобаном комплекс «Дом Акваре» стал одной их главных достопримечательностей Берлина. В атриуме отеля Radisson SAS установлен самый большой в мире цилиндрический аквариум с лифтом в центре резервуара. Сосуд высотой 16 м и диаметром 11,5 м вмещает 900 000 литров воды и около 110 видов морских рыб.

Первым проектом Сергея Чобана в России стал столичный небоскреб «Федерация». По завершению строительства, которое намечено на лето 2016 года, комплекс станет самым высоким зданием в России и Европе (374 метра).

В 2008 году Сергей Чобан учредил архитектурный журнал speech: – профессиональное издание выходит 2 раза в год на русском и английском языках. Сам архитектор характеризовал его как «не похожий ни на что из того, что выходит в Германии и России». А в 2014 году запустил интернет-издание archspeech.com.

Бизнес-центр «Бенуа» в Санкт-Петербурге, построенный в 2008 году по проекту Чобана, попал в Книгу рекордов Гиннеса за уникальную роспись витражей. В 2009 году здание победило в российской премии Best Building Awards в открытом общественном голосовании «Дом года: выбор народа».

Построенная по проекту Чобана синагога Хабад Любавич в Берлине признана одним из ста интереснейших дизайнерских событий 2008 года в Германии.



В 2009-ом Сергей Чобан основал благотворительный Фонд архитектурного рисунка – Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing. На средства фонда в 2013 году был построен первый в мире Музей архитектурного рисунка – в Берлине.

Сергей Чобан дважды становился куратором российского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции – в 2010 и 2012 годах.

Экспозиция i-city/i-land, созданная Чобаном (вместе с комиссаром павильона Григорием Ревзиным, сокураторами Сергеем Кузнецовым и Валерией Кашириной) в рамках венецианской биеннале 2012 года, получила специальный приз жюри. Это первая награда России за всю историю участия в выставке.

Сергей Чобан совместно с Сергеем Кузнецовым и GMP International спроектировал стадион ФК «Краснодар», который откроется в 2016 году. Арена построена по подобию древнеримских форумов с фасадами из травертина, за что её прозвали «современным Колизеем».

В 2012 году Сергей Чобан был назван «Архитектором года» на Международной выставке архитектуры «Арх Москва».

10 высказываний Сергея Чобана


О современной архитектуре

Современная архитектура сама себя лишила большого количества деталей и поэтому потеряла ту тактильность и глубину, которые присущи историческим постройкам. В современной архитектуре выразительность присутствует скорее на уровне силуэта, дальних точек восприятия. Но когда подходишь к зданию ближе, представление о нём уже не меняется, фактически к силуэту ничего не добавляется. Тогда как по-настоящему интересным пребывание человека в городе делают именно детали, раскрывающиеся по мере приближения к постройке. И в этом смысле редуцированная с точки зрения декора современная архитектура действительно во многом проигрывает исторической.

В последнее время объекты становятся более лаконичными и прагматичными по своей форме, при этом более точными в плане качества исполнения. Разнообразие должно происходить в деталях, в выборе материалов, в цветовых решениях, в пластике фасада – геометрии членения фасада и его рельефа. Здесь происходит очень много изменений и новаций – например, в области использования префабрицированных элементов из фиброцемента, бетона, керамики. Строительная промышленность реагирует на стремление проектировщиков делать более разнообразные фасады.

На сегодняшний день архитектура очень часто работает по принципу внешнего контраста, то есть выбирается историческая среда, в которую «сажается» контрастное здание. Например, вся среда из штукатурки или из камня, а здание – из стекла. Эксплуатировать историческую среду таким образом не очень правильно. Получается, что современная архитектура – как полип, который вырастает на здоровом «теле» исторической архитектуры. Мне нравится создавать некий контраст внутри самого здания. В «Доме Акваре» основные фасадные решения довольно спокойны, выполнены в камне и находятся в контексте окружающей исторической застройки, а когда вы входите, видите аквариум – это некий всплеск острой современной архитектуры.


О правильной городской среде

Вряд ли россияне будут спорить, что прекрасными городами с точки зрения среды являются Париж, Венеция или Рим. Это города, в которых можно пройтись по набережной, остановиться перед домом. В Москве остановиться, например, перед сталинским домом на Фрунзенской набережной невозможно. Чтобы его разглядеть, можно остановиться в 300 метрах или перейти на другую сторону реки. Потеря масштаба – это первый шаг к разрушению среды. Модернистский подход, когда здания и кварталы похожи друг на друга, этот эффект «Иронии судьбы», должен уйти навсегда. Каждому дому нужно своё лицо. Второй важный аспект для создания среды – расстояния. Ширина улицы, двора, бульвара. Не может быть пространств, которые ничем не заканчиваются и никуда не ведут.


О таланте архитектора

Архитектору нужно знать и понимать, какая архитектура ему нравилась с детства. Обычно архитекторы не задаются таким вопросом, следуя актуальным тенденциям, из чего вырастает некий интернациональный стиль общения и проектирования, который приводит к большому количеству штампов. В этом смысле архитектору важно понять, в каком доме он сам хотел бы жить. Бывший главный архитектор Берлина Ханс Штимман смеялся: современные архитекторы всегда стремятся делать что-то экстраординарное, прогрессивное, а сами любят жить в доходных домах конца 19 – начала 20 века с высокими потолками и лепниной. И, что греха таить, в Берлине я тоже живу в такой квартире. Но в какой-то момент нужно перестать лгать себе и сказать: если тебе нравится одна архитектура, а ты проектируешь другую, то в этом есть какая-то историческая неискренность.

Архитектура, которая в момент её возникновения казалась средней или даже бездарной, может оказаться вечной в силу применения хороших материалов и профессиональной работы с ними. Например, Исаакиевский собор в момент создания вызывал недовольство горожан, но со временем приобрел ту патину и ту уверенность в правильности выбранного решения просто за счет качества выработки деталей. И есть здания, которые создаются и вроде бы имеют успех, но они наверняка мимолетны, в силу того, что делаются из материалов и основаны на решениях, которые не рассчитаны на долгосрочное существование. Если говорить о стекле, прозрачном нейтральном материале, то, безусловно, долгосрочность под вопросом. А что касается бездарной или талантливой архитектуры, глаз воспринимает хорошие пропорции. Здание, в котором есть, скажем так, хорошее членение объемов, будет гармонично той среде, в которой построено. Мне кажется, талант архитектора – это в большой степени такт и выбор правильных средств для реализации своей идеи.


О заказчиках

Многие российские заказчики считают, что гораздо лучше понимают в архитектуре, да и в любой другой области, чем ты, я, кто угодно. Эпиграфом к деятельности архитекторов в России в любые времена я бы поставил фразу, которую прочитал в книжке 1950-го года о Василии Баженове: «Трудно сегодня определить точно, что же в здании Михайловского замка принадлежит руке Баженова, Бренны или кого-то другого из участвовавших там архитекторов. Но с определенной уверенностью можно сказать, что это здание спроектировал Павел I».

Я воспринимаю работу с заказчиком как диалог, никогда не думая, что заранее подготовленное решение является заведомо лучшим. Я никогда не замыкаюсь, не ставлю ультиматумов. Я стараюсь понять логику другого человека и никогда не исхожу из того, что он или она заведомо говорит глупости, желая тебе зла. Ты должен понимать, что у другого человека есть свои цели, и эти цели рациональны, их надо понять, суметь разгадать, почувствовать. И если эти цели переложить на свой архитектурный язык, то может получиться результат гораздо более интересный, чем изначальное решение. Хотя понятно, что существуют некие границы и компромиссы, на которые идти нельзя.


О себе и своём творчестве

Я проектирую от руки, потому что таким образом могу изобразить то, что не успеваю осмыслить головой. Моя рука движется быстрее мысли. Я проектирую телом, а не умом. Когда я изучаю архитектуру в других городах, то очень много рисую с натуры. И мне интереснее нарисовать не просто окно, а окно с подтеком грязи, который идет от подоконника. Я люблю случайности: асимметрию в перепаде кровли, которая оставляет чудесную тень на лепнине фасада, или стену готического собора, где как в промокашку втравляется чернота времени. Когда я рисую, то понимаю, что эти детали должны быть и в моём здании.

Если говорить о деловом центре «Москва-Сити», то решение строить его недалеко от Кремля, так, что силуэты памятника и небоскребов накладываются друг на друга, даже мне кажется, мягко говоря, революционным. Но я считаю, что без таких «интервенций» развитие архитектуры представить себе невозможно. Вторжение контрастных элементов должно происходить. Мне очень нравится высказывание американского архитектора Даниэля Либескинда по поводу башни Монпарнас в Париже. Он сказал, что это здание заслуживает внимания не потому, что оно сделано талантливо, а потому, что мы должны понимать: так будут выглядеть города в будущем.


10 знаковых проектов

Офисный комплекс Kronprinzenkarree, Берлин 2003



Квартал DomAquarée - гостиница Radisson SAS, Берлин, 2004



Жилой комплекс «Дом у моря», Санкт-Петербург, 2008



Гостиница nhow, Берлин, 2010



Офисный центр «Бенуа», Санкт-Петербург, 2008



Офисно-деловой комплекс «Аквамарин», Москва, 2012



Многофункциональный комплекс «Времена года», Санкт-Петербург, 2013



Музей архитектурного рисунка, Берлин, 2013



ВТБ Ледовый дворец, Москва, 2015



Жилой дом Living Levels – East Side Tower, Берлин, 2015


Рекомендовать друзьям
Комментарии

Товары к статье

посмотреть коллекцию
Egernsunder
Dunkel Rot-Blau-Bunt
форматы коллекции
DNF22.8x10.8x5.4
Цена за шт. от 122.35 руб*
Цена за м2 от 7708 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Egernsunder
Rose Etna
форматы коллекции
DNF22.8x10.8x5.4
Цена за шт. от 114.54 руб*
Цена за м2 от 7216 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Egernsunder
Royal Dawn
форматы коллекции
DNF22.8x10.8x5.4
Цена за шт. от 202.18 руб*
Цена за м2 от 12737 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Egernsunder
Black Diamond
форматы коллекции
DNF22.8x10.8x5.4
Цена за шт. от 255.11 руб*
Цена за м2 от 16072 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Kastanjebruin
форматы коллекции
WFD6521.5x10.2x6.5
Цена за шт. от 67.42 руб*
Цена за м2 от 3843 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Nero Zwart Mangaan (Blowland)
форматы коллекции
WFD21.4x10x6.4
Цена за шт. от 65.30 руб*
Цена за м2 от 3722 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Bronsgroen
форматы коллекции
WFD6521.5x10x6.5
Цена за шт. от 94.39 руб*
Цена за м2 от 5475 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Veldbrons Gesinterd
форматы коллекции
WFD6521.5x10x6.5
Цена за шт. от 105.75 руб*
Цена за м2 от 6134 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Oud Romaans
форматы коллекции
WFD21.4x10x6.4 Eco WFD21.5x6.5x6.5
Цена за шт. от 47.55 руб*
Цена за м2 от 2710 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Stanford Buff
форматы коллекции
WFD21.4x10x6.4
Цена за шт. от 85.17 руб*
Цена за м2 от 4855 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Pelham Antique
форматы коллекции
WFD21.4x10x6.4
Цена за шт. от 63.88 руб*
Цена за м2 от 3641 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Kersebloesem
форматы коллекции
WFD6521.5x10.2x6.5
Цена за шт. от 62.46 руб*
Цена за м2 от 3560 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Veldbrand Exterieur
форматы коллекции
WFD6520.8x9.8x6.3
Цена за шт. от 117.82 руб*
Цена за м2 от 6951 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Pampas
форматы коллекции
Eco WF21.5x6.5x5 WDF21.4x10x6.4
Цена за шт. от 41.87 руб*
Цена за м2 от 3057 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Malpesa
Mink
форматы коллекции
DF24x11.5x5
Цена за шт. от 76.36 руб*
Цена за м2 от 5040 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Malpesa
Leather
форматы коллекции
DF24x11.5x5
Цена за шт. от 57.27 руб*
Цена за м2 от 3780 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Old Welwyn
форматы коллекции
WFD6521.5x10.2x6.5
Цена за шт. от 70.97 руб*
Цена за м2 от 4045 руб*
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Terca
Barok 83
форматы коллекции
Eco WFD21.5x6.5x6.5
Цена за шт. от 46.13 руб*
Цена за м2 от 2629 руб*
ПОДРОБНЕЕ
Ваш город
Краснодар?
Выбрать другой Да, всё верно