Денис Мурый: «Часто желания клиента «раздвигают стены», которые мы «раздвинуть», увы, не в силах»
Основатель дизайн-студии Bon Ton рассказал Homeguide, почему он и другие «бон-тоновцы», будучи дизайнерами по образованию, решили заниматься архитектурой и как это делают.
Homeguide: Почему студия интерьерного дизайна Bon Ton решила заниматься архитектурой?
Денис: Не совсем архитектурой. Правильнее говорить эскизным проектированием. Почему решили? Потому что сплошь и рядом занимаемся переделыванием уже готовых проектов, где архитекторы не сильно вдаются в мелкие бытовые подробности внутренней жизни клиента. Формируя общее планировочное решение, многие из них просто «врисовывают» в план здания некий прямоугольник определенной квадратуры. Здесь будет кухня, а тут гостиная…. Мы же поступаем несколько иначе: разрабатывая общий объем, сразу продумываем композицию кухни, поскольку предметы кухонного гарнитура напрямую влияют на параметры помещения. На этапе дизайна интерьеров мы часто сталкиваемся с тем, что заказчик хочет пароконвектомат, большой двойной холодильник, вытяжку и много чего ещё. Однако объем помещения уже сформирован до нас архитектором, и желания клиента раздвигают стены, которые мы раздвинуть, увы, не в силах. Чтобы не допустить подобного, в ходе проектирования мы мучаем клиента составлением подробного технического задания, бесконечно изучая все мелочи, дабы выдать качественный проект для жизни конкретного человека или семьи. Как дизайнеры, мы создаем архитектурное решение изнутри, не забывая, разумеется, о внешнем облике здания.
Rock House: проект частного дома на Черноморском побережье
Homeguide: Проектированием занимаешься ты лично?
Денис: На начальной стадии я разрабатываю концепцию и, по большей части, курирую проекты сотрудников. Ключевую роль в общем объеме работ выполняет главный дизайнер студии Ксения Ступко и трое наших сотрудников — Александр Лиханов, Алексей Евсеев и Элеонора Полупанова. Созданный эскиз передаем инженеру-конструктору, который выполняет свою часть работы. После успешно строим дом. Более того, обращаясь к нам, заказчик получает комплексную услугу — Bon Ton курирует работу строителей и субподрядчиков, отвечающих за канализацию, электропроводку, кондиционирование и прочее.
Нам зачастую приходится выполнять функции прораба, технадзора и архитектора в одном лице. Ведь со временем мы заходим на тот же объект уже для внутренней отделки, а все инженерные коммуникации впоследствии влияют на интерьер.
Homeguide: Вы занимаетесь преимущественно жилыми домами или коммерческими зданиями?
Денис: В силу того что с большинством наших клиентов работаем над оформлением частных интерьеров, мы позиционируем себя как архитекторы прежде всего жилых домов. У нас накопился определенный опыт формирования внутреннего жилого пространства в плане его удобства, функциональности. А это напрямую отражает внешнюю часть. Всё взаимосвязано.
Проект частного дома в Краснодаре
Homeguide: Коммерческие объекты проектировать не доводилось?
Денис: Приходят клиенты с офисами. Сложность в том, что коммерческие здания чаще всего зажаты в определенный прямоугольник либо квадрат небольшого земельного участка, и задача застройщика — задействовать максимум земли. Возможность построить на такой площади что-то сложное стремится к нулю — это будет «коробка», эстетическая функция которой может быть выражена только фасадом. Даже консольные вылеты не сделаешь — есть ограничения по строительным нормам. Возможностей творить с офисами в городских рамках практически нет, поэтому в Краснодаре этот вид архитектуры однообразен. Мы и в этих условиях стараемся предлагать оригинальные решения. Частный же дом становится интересным ещё на бумаге: например, эркеры в классике, или сложно структурированная форма здания в хай-теке.
Проект дизайн-центра в Краснодаре
Homeguide: Дизайн интерьера — область, где допустимо пару раз обжечься, но при чувстве вкуса и определенных знаниях, полученных в процессе работы, можно стать достаточно успешным декоратором даже без профильного образования. В архитектуре таких примеров нет вовсе, а если и есть, то мы о них не слышали. Архитектура требует мощного базиса — цена ошибки здесь выше, чем в создании интерьерного решения. У вас, как дизайнеров, нет проблемы профессиональной неуверенности, что ли, связанной с отсутствием профильного образования? И если есть, как вы её решаете?
Денис: Было бы неправдой сказать, что это вообще не проблема. Мы решаем её благодаря богатому опыту консультаций с конструкторами и инженерами. Например, существует проблема — длина пролета перекрытия от одной несущей стены до другой. У нас есть опыт, приобретенный в общении со строителями в ходе реализации проектов. Плюс понятия, скажем так, общего инженерного толка — допустим, перекрытие длиной шесть метров от колонны до колонны может быть цельно-бетонным без ригеля. Все подобные вопросы, встречающиеся на нашем пути в процессе проектирования, мы решаем с инженером-конструктором. Это нормальная практика. То же самое касается, к примеру, новых теплоизоляционных материалов. Встречаемся с технологами компании-изготовителя и просим объяснить все технические детали. В частном проектировании меньше сложных расчетных схем, хотя, безусловно, это не снимает с нас ответственности. Нас всегда подстрахует профессиональный инженер-конструктор, предложив верное техническое решение в случае нашей проектной ошибки.
Bon Ton движется поэтапно. Мы намеренно не влезаем в какие-то суперсложные проекты, развиваясь в рамках понятных нашим прорабам и инженерам технологических возможностей.
Homeguide: Над какими реальными проектами работали?
Денис: Из законченного — частный дом в станице Убинская, реабилитационный административный комплекс для участников военных конфликтов в поселке Афипский, частный дом в Новой Адыгее. Реализованных, как видите, немного. Однако сейчас ещё пять объектов находятся в активной фазе строительства. Кто желает, по каждому из них готовы провести экскурсию.
Homeguide: Какие архитектурные проекты в России или за рубежом произвели на тебя впечатление за последнее время?
Денис: Мне понравилось то, что в Сколково построили. Интересная архитектура — большие объемы, парящие конструкции. «Москва-Сити» — круто, конечно, но скорее с точки зрения масштаба, а не высокой архитектуры. Сочинская олимпиада тоже не особенно вдохновила — у китайцев, на мой взгляд, проекты поинтереснее. Вообще, в мире строится много чего интересного, ведь строительные технологии очень быстро развиваются, позволяя успешным архитекторам реализовывать свои самые смелые идеи.

Кампус Московской школы управления «Сколково», построенный по проекту английского архитектора Дэвида Аджайе

Комплекс небоскребов «Москва-Сити»
Homeguide: Избитый вопрос, но всё же: что можешь сказать про архитектурный облик Краснодара?
Денис: Если говорить касаемо частной архитектуры, то ни для кого не секрет, что в Краснодаре нет регулируемой архитектурной концепции для исторической части города. Как человек строит в Вене? Архитектор не может просто так взять любое понравившееся здание «воткнуть» на общей улице. Проект согласовывается с местными властями — и, не дай бог, если он будет вступать в диссонанс с общей архитектурой. Крыши везде из черепицы красного цвета — вариантов нет, твоя зеленой не будет. Построил дом на горе вдали от города — пожалуйста, выделывайся, как хочешь. Правда, на этапе бумажного проектирования архитектор обязан согласовать дом с соседями. «Не будет ли наш дом перекрывать вам вид из окна?» «Ой, мне так нравится вид на тот склон, давай край твоего дома сделаем пониже, пожалуйста». Договариваются же! В Краснодаре, понятно, всё обстоит иначе, и это наша общая боль.
Проект загородного шале
Идея «причесать город под одну гребенку» представляется мне сомнительной. Я бы ввел, например, разнообразие по районам: каждому — свою стилистику. Парков надо больше, зелени в Краснодаре не хватает. Вообще, в городе отсутствуют малые архитектурные формы. Допустим, любимые краснодарцами фонтаны однотипны в плоскости, только на «Авроре» и на Бабушкина-Красная не так. На мой взгляд, фонтаны могли бы быть гораздо интереснее с точки зрения дизайна. Сделал бы их в хай-теке, может, в виде объемно-пространственной скульптуры с водой и освещением.
Homeguide: Готов сам что-то спроектировать для города?
Денис: С большим удовольствием! Даже в конкурсе бы поучаствовал на проектирование малой архитектуры. Нужны композиции, которые привнесут в городской облик свежесть. Скульптуру можно соединить с ландшафтом, например. Или арт-объекты со встроенной музыкой. Мне нравится идея городской площадки для временных инсталляций: студенты-архитекторы и дизайнеры каждый год создавали бы экспозицию временных объектов и через год её обновляли. Если объект сделан на совесть, например, из металла, его можно переместить в другую точку города на постоянное место жительства. А то у нас, вроде, столица, а посмотреть-то особо и не на что.
Нужно начинать двигаться с маленьких архитектурных арт-проектов. Пусть для начала это будет хотя бы необычно и дешево — куча мусора, сваренная очумелым сварщиком-художником. Да, это не мировое открытие, но в Краснодаре такого нет, и это новое со временем переросло бы во что-то большее.
Рекомендовать друзьям
Товары к статье
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию


















