Кирпич со своим лицом: как кирпичный фасад миланского "дома памяти" обрел узнаваемое лицо
На фасаде «Музея Памяти» из кирпича выложены «пиксельные» изображения граждан и знаковых событий из истории Милана. Так по задумке архитекторного бюро Baukuh «лицо» здания отражает его содержание.
Проект «Дом Памяти» миланского бюро Baukuh, по словам архитекторов, задумывался как посредник между современной архитектурой и постройками 19 века. Дело в том, что «Дом Памяти» расположен на окраине развивающегося района Милана Porta Nuova неподалеку от «Вертикального леса» архитектора Стефано Боери — двух бетонных башен-небоскребов, фасады которых засажены в общей сложности около 800 зелеными деревьями и кустарниками.
Грубый облик здания — «коробки» с несколькими окнами — и простые строительные материалы поддерживают диалог между ремесленными традициями и промышленным окружением района.


В «Музее Памяти» располагается архив и штаб 5 учреждений, борющихся за сохранение и развитие истории гражданских прав и демократии в Италии. Такое наполнение натолкнуло авторов проекта на идею оформления фасада: основная часть здания выложена из шести различных тонов кирпичных «пикселей», формирую изображения, выбранные из архива музея.
![]() |
Джакомо Сумма Архитектор бюро Baukuh |
«Это не музей, не культурный центр и даже не библиотека. Наш проект — общий дом, в котором миланцы надеются сохранить историю и воспоминания».

Портреты 19 неизвестных миланских граждан представляют этническое разнообразие городского населения, а 8 исторических сцен показывают значимые моменты в новейшей истории Милана (к примеру, депортацию жителей в концентрационные лагеря и освобождение Италии от фашизма) — все изображения обрамлены геометричными наличниками.
Внешняя оболочка здания подобна современному полиптиху — серия изображений стремится передать сложность и вместе с тем идеальное единство коллективной памяти Милана.


Простая архитектурная форма здания создает гибкое пространство, адаптированное к разным нуждам внутренних архивных и офисных помещений. Открытая площадь первого этажа разделена парой восьмигранных бетонных колонн. Однако главный цветовой и функциональный акцент интерьера — ярко-желтая винтовая лестница, проходящая насквозь все три этажа.
Желтая лестница — не только главный распределительный элемент здания. Она несет в себе некую фигуральную символическую нагрузку — учитывая, что ценность архива не позволяет посетителям получить прямой доступ к документам, связь между гражданами и историей осуществляется через «вращательное» движение лестницы.


Рекомендовать друзьям
Товары к статье
посмотреть коллекцию
посмотреть коллекцию
