Не верь глазам своим: современная архитектура Китая глазами Блейна Браунелла

Не верь глазам своим: современная архитектура Китая глазами Блейна Браунелла

Колонка архитектора и архитектурного критика Блейна Браунелла для сайта Architectmagazine о наиболее амбициозных образцах современной китайской архитектуры. Кто строит? Что строит? Из чего строит? И что в конце концов получается.

Блейн Браунелл
Архитектор, архитектурный критик, профессор Университета архитектуры в Миннесоте

Настоящий бум китайского строительного рынка может похвастаться звездной командой проектировщиков, но отстает в материальном исполнении — факт, который становится очевидным только после того, как увидишь здание собственными глазами. А ещё более, когда прикоснёшься к нему, а не посмотришь на тысячи фотографий.

Оперный театр по проекту Захи Хадид в Гуанчжоу.

Архитектурные СМИ пестрят убедительными изображениями построенных зданий, и мы верим умело отредактированным картинкам, отражающим реализацию мощных архитектурных концепций. Тем не менее, архитекторы знают, что истинный успех проекта может быть измерен только собственными глазами. Спросите любого дизайнера об архитектуре на фотографии, и вы получите гипотезы пополам с личными впечатлениями. Спросите любого архитектора о здании, которое он посетил, и услышите обоснованную оценку качеств объекта. Одним из них является материальное исполнение — предмет энергичных обсуждений среди очевидцев здания и фундаментальная мера архитектурных достижений.

Недавно я побывал в Китае вместе со студентами колледжа архитектурного университета Миннесоты в рамках трехнедельной исследовательско-образовательной программы China Lab 2015. Мы изучали традиционные и современные работы китайских и зарубежных архитекторов с фокусом на используемые в строительстве материалы.

Современная архитектура Китая представляет собой увлекательно исследование взаимоотношений между концептуальными устремлениями и материальным исполнением по двум основным причинам. Первая — западные архитекторы и дизайнеры переполнены изображениями провокационных зданий, до которых им не так-то легко добраться в силу географических обстоятельств. Вторая — редко где можно наблюдать такой экстремальный разрыв в качестве строительства: от конструкции, которая полностью игнорирует прописанное в проекте техническое задание, до реализации, которая превосходит предварительные концепции будущего здания.

Сложившаяся ситуация подталкивает к тщательному сравнению визуального описания архитектуры и физической реальности, а также к исследованию трансформаций, происходящих в настоящее время в сфере проектирования и строительства в Китае. По данным SME-центра Евросоюза, треть сооруженных в 2011 году зданий построена в Китае — результат, масштабы и охват которого эквивалентны по размерам существующей жилплощади Великобритании.

Такие примеры чаще всего более глубоко проявляются в экстравагантных проектах звездных и не очень архитекторов. Поговорим об этой неприятной стороне современного китайского строительства.

Первое разочарование — использование некачественных материалов, которое рождает существенную визуальную разницу между конструкцией и первоначальными намерениями архитектора. Складывается ощущение, что команда проекта была непреклонна в своей приверженности к первоначальному плану, несмотря на его очевидные недостатки. Хороший пример — Оперный театр Захи Хадид в Гуанчжоу.

Спустя несколько лет жизни Оперный театр Захи Хадид выглядит не так блестяще, как на презентационных картинках.

Завершенный в 2010-м, концептуально театр был задуман в форме речных валунов, изменившихся под воздействием времени и воды. Изящные округлые формы здания одеты в треугольные гранитные панели с открытыми швами — непростительно дорогая стратегия использования материалов. Панели уложены неравномерно и смещаются во многих местах, демонстрируя болезненную реальность — результат того, что компьютерная модель была построена с использованием неподатливых материалов. Кроме того, панели заметно различаются по ширине и требуют маленьких трапециевидных частей-наполнителей, которые закроют непредвиденные пробелы. На мой взгляд, сомнительна сама идея выбора треугольных панелей для покрытия закругленных форм. В качестве альтернативы проектной команде следовало использовать панели другой формы, которые применимы к существующей угловой кривизне, или залить бетонный фасад, взяв гранит в качестве дополнения.

Похожий пример — многофункциональный Гималайский центр в Шанхае японского архитектора Араты Исодзаки, объединивший в себе отель, торговый центр, музей современного искусства и концертный зал. База комплекса представляет собой многоэтажную криволинейную колоннаду, напоминающую по форме версию-переросток стволов дерева баньян.

Проект Гималайского центра в Шанхае, созданный Араты Исодзаки.

Дизайн здания схож с проектом Исодзаки 2011 года — Центром национального согласия в Катаре. В нём массивные древовидные бетонные формы одеты в стальные панели. Однако стены Центра национального согласия не одеты вовсе. По словам профессора Юго-Западного университета Сяофэня Хана, который однажды работал на Исодзаки, бюджетные проблемы привели к отказу от финишного материала, который должен был надлежащим образом обеспечить гладкую бесшовную поверхность. В результате сырой бетонный каркас сохранил видимые линии стыка непоследовательно расположенных панелей. Что ещё хуже, бетонная поверхность окрашена металлическим финишем — видимо, это экстремальное инженерное решение по замещению металлических панелей. В результате посетили больше впечатляются монументальностью стен, чем текстурной поверхностью, эти стены обрамляющей.

Другой тип строительства предполагает умышленную «подделку» строительных материалов. Имитации материалов — нередкое явление: дизайнеры практикуют в интерьерах посаженную на клей кирпичную плитку и фактурный ламинат «под дерево». Однако в ходе тура мы разоблачали совершенно бесстыжие решения. Один из примеров — откровенно искусственная бетонная отделка.

Музей Лун в районе Вест-Бунд, спроектированный архитектурным бюро Atelier Deshaus.

Популяризированная архитекторами типа Луиса Кана в 1960-х и Тадао Андо в 1970-х голая монолитная бетонная отделка стала фаворитом самых громких проектов в Китае. Этот подход призван символизировать архитектурную монументальность и браваду, целенаправленно выставляя строительные швы и дырки от форм-стяжки наравне с невероятно гладкой поверхностью и острыми углами. Но на практике осуществить это довольно сложно, поэтому любое несовершенство в бетоне с позором обнаруживается.

Внутреннее пространство музея Лун в районе Вест-Бунд.

Несколько недавних общественных зданий в Китае, в том числе Музей Лун в районе Вест-Бунд архитектурного бюро Atelier Deshaus и Музей естественной истории по проекту студии Perkins+Will (оба здания находятся в Шанхае), нагло имитируют бетон.

Музей естественной истории в Шанхае, построенный по проекту студии Perkins+Will.

Внутреннее пространство музея естественной истории в Шанхае.

На первый взгляд стены на нижних этажах кажутся вылитыми из бетона, однако на деле представляют с собой «худшего преступника» — гипсокартон серого цвета, «пародирующий» монолитный бетон в комплекте с дырками от форм-стяжки и швами.

Такая умная ложь могла бы показаться изобретательной при скромном бюджете проекта, но тот факт, что такое проворачивают в дорогостоящем общественном здании типа Музея естественной истории, — по-настоящему неприятный сюрприз. Чтобы было ясно, гипсокартонными плитами облицованы нижние ярусы, видимо, с тем чтобы визуально расширить реальную бетонную стену.

Приведенные в статье примеры наглядно демонстрируют результаты, возникающие в том случае, когда большая идея реализована с не меньшими строительными недостатками: намеренно они скрыты или же не спрятаны по невниманию. Кроме того, они показывают разрыв в восприятии между тем, как здания позиционируются на картинках в СМИ и в реальности. Это явление с каждым годом растет благодаря популяризации таких проектов в интернет-изданиях, посвященным архитектуре и дизайну. Если быть до конца справедливым, то другие аспекты этих и других архитектурных проектов в Китае реализованы в хорошем качестве, что достойно похвалы. Те же Музей Лун и Музей естественной истории содержат впечатляющие подвиги в реализации структуры и дизайна фасада. Этот положительный аспект будет отражен в моей следующей статье, которая выделит инновационные случаи использования строительных материалов и расскажет о том, как современные архитекторы успешно решают сложности строительства в Китае.

Сокращенный перевод статьи Брейна Браунелла для architectmagazine.com.

Рекомендовать друзьям
Комментарии

Товары к статье

посмотреть коллекцию
Laminam
Design
цвета коллекции
Бежевый Белый Коричневый
Цена за кв.м. от 8550.00 руб
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Gres de Breda
Basalto
цвета коллекции
Цена за кв.м. от 3903.30 руб
ПОДРОБНЕЕ
посмотреть коллекцию
Ariostea
Pietre Naturali
цвета коллекции
Цена за кв.м. от 5689.80 руб
ПОДРОБНЕЕ
Ваш город
Краснодар?
Выбрать другой Да, всё верно